Рекомендации для родителей и педагогов

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г.Канска

Красноярского края

 

Рекомендации для родителей и педагогов

Рекомендации для родителей и педагогов для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков

 

   В повседневной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.

Существуют следующие группы педагогических приемов:

  Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта:

   - проявление доброты, внимания, заботы;

   - просьба;

   - поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и

     потребностей, выражение положительного отношения).

Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:

-         поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;

-         любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;

-         форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;

-         награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;

-         поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;

-         помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;

-         никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;

-         ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;

-         если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;

-         всегда учитывайте состояние ребенка;

-         не унижайте ребенка;

-         соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».

 

В нарушении перечисленных правил есть риск потерять ребенка.

-         «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;

-         обходное движение. Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безогово­рочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой воспитанника от обвинения коллектива, А.С. Макаренко назвал обходным движением;

-         Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать;

-         проявление огорчения;

-         проявление умений учителя, его мастерство.

Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения.

-         Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.

-         Доверие.

-         Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

-         Вовлеченность в интересную деятельность.

-         Пробуждение гуманных чувств.

-         Нравственное упражнение.

Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика.

-         Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.

-         Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее, он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.

-         Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

Прямые и косвенные тормозящие приемы.

-         Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.

-         Необычный подарок. «Вечером воспитатель преподнес девочкам букеты сорняков, собранных с их рядков. Все смеялись, смеялись и Рая с Таей. Зато и сорняков больше на их грядках не стало».

-         Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.

-         Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.

-         Приказание.

-         Предупреждение.

-         Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.

-         Проявление возмущения.

Вспомогательные приемы.

-         Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения.

-         Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.

Итак, мы рассмотрели различные способы влияния на трудного ребенка. Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик - это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему — вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, чтобы правильно понять его, принять и вовремя помочь, более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:

-         Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).

-         Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы).

-         Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.

-         Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.

При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов.

Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условиями реализации данного принципа являются:

-         стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;

-         формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;

-         постоянное внимание к положительным поступкам ученика;

-         проявление доверия к ученику;

-         формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;

-         оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач;

-         учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.

В практической психолого-педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

-         преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика;

-         проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;

-         приобщение педагогом ученика к добру и доброте;

-         защита педагогом и психологом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;

-         постоянный поиск педагогом и психологом вариантов решения воспитательных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждому подростку;

-         формирование педагогами в классе, школе гуманистических отношений, не допускать унижения достоинства подростков.

Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик. Условиями реализации данного принципа являются следующие:

-         учет особенностей социального окружения подростка при решении воспитательных и коррекционных задач;

-         координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка;

-         обеспечение комплекса социально-психолого-педагогической помощи подростку;

-         учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения и т.д.);

-         коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации.

В практической деятельности педагога и психолога этот принцип отражается в следующих правилах:

-         воспитательная и коррекционная работа строится с учетом особенностей социальных отношений подростка;

-         воспитательно-коррекционная работа должна проводиться не только в школе, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;

-         необходимо корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;

-         все участники воспитательно-коррекционного процесса должны взаимодействовать.

Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

-         оценка изменений индивидуальных качеств ученика;

-         выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;

-         учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;

-         предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.

В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

-         работа с трудновоспитуемыми школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;

-         поиск способов психолого-педагогических способов коррекции поведения трудновоспитуемого ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;

-         постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ученика.

Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.

В психолого-педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

-         включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;

-         выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;

-         стимулирование самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

-         оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

-         проблемы отношений трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них;

-         подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;

-         не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;

-         волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;

-         нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.

 в начало

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»