Интегрированное обучение

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г.Канска

Красноярского края

 

Интегрированное обучение

"Интегрированное обучение на основе сюжетного построения учебных занятий как  средство повышения учебной  мотивации  в начальной школе"

 

Актуальность

    В условия стремительного развития общества наука прочно входит во все сферы жизни современного человека. В дискуссиях по проблемам модернизации отечественного образования активно обсуждаются вопросы содержания школьного образования, технологий учебного процесса и организация образованием. Интеграция знаний может выступить одним из путей мобильности и вариативности содержания образования. Проблема интеграции обучения и воспитания важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Она дает возможность раскрыть способности учащихся, подготовить к жизни, к каждому ученику найти индивидуальный подход, сохранить здоровье школьников.

 

Учебная мотивация (мотив, интерес, мотивация)

     Интегрированное обучение может выступить как средство повышения учебной мотивации в начальной школе. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Рассматривая эту сферу применительно к учению, отметим, что в неё входят: потребность в учении, смысл учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

 

Суть интегрированного обучения на основе сюжетного построения учебных занятий

  Исследователи, изучающие проблему интеграции, свидетельствуют о сложности и феноменальности этого явления. Предметная система обучения в школе ориентирует учащихся на дифференцированное усвоение знаний из различных областей. Потоки информации,  ее объемы так велики, что становится трудно своевременно и качественно отслеживать необходимую информацию по любому из направлений научного знания. В качестве междисциплинарных исследований в образовании адекватна интеграция, выступающая в качестве инструмента, обеспечивающего полноту и целостность в осмыслении окружающей действительности.

     В отличие от сложившейся практики объединение нескольких родственных учебных дисциплин (чтение и письмо, математика и конструирование и т.д.) в интегрированном  уроке избран несколько иной путь – интегрирование всех учебных дисциплин, изучаемых в начальной школе, на основе сюжетного  (тематического) построения учебного дня, недели, четверти, года. Основой разработки интегрированных уроков является интегрировано-тематический подход. Он позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы.

     Интегрирование учебных дисциплин на основе единого сюжета

- это процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию; (цель обучения)

- это особая форма организации учебного дня, недели, четверти, при которой путем совокупных действий по всем направлениям раскрывается содержание одной общей темы, создавая тем самым наиболее полную картину окружающего мира, также учитывается планирование внеклассной работы; (средство обучения)

- это психолого-коррекционный принцип, направленный на развитие и содержательное наполнение эмоционально-чувственной и интеллектуальной сферы ребенка. (индивидуальный подход)

    

Практическая реализация

   Учитель сам планирует, сколько времени отвести математике, русскому языку, литературе, рисованию и др. дисциплинам. Причем предметы чередуются, повторяются, не нарушая целостности сюжета. Тема сюжета выбирается чаще всего по теме уроков окружающего мира или литературного чтения (можно и по другим: музыке, ИЗО и т.д).   Форму проведения сюжетных уроков учитель выбирает, учитывая возраст детей, тему сюжета. Это может быть урок-игра, урок-путешествие, урок-конференция т.д. Сюжетные уроки могут быть различны по типу урока: изучение нового материала, повторение, обобщение.

    Учитывая возрастную природу ребенка,  единая воспитательная и развивающая цель проходит в трех направлениях: 1-2 кл. – «природа», 3 кл. – «человек», 4кл. – общество. В понимании окружающего мира дети от класса к классу поднимаются все выше и выше по образовательной лестнице, воспринимая мир сначала через природу, через человека, затем через общество и  его культуру. Таким образом, сюжетные уроки дают хорошую базу для усвоения глубоких знаний об окружающем мире и для выполнения образовательных целей и задач.

 

Преимущества интегрированных уроков на основе сюжетного построения

    Опыт проведения таких уроков показал, что ученикам предоставляется возможность быть в позиции творческого субъекта, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения. Отсутствие временных рамок урока и их чередование снижает утомляемость отделов головного мозга, создает комфортные условия для ребенка как личности, ведет к отсутствию у школьников нелюбимого предмета, повышает успешность обучения.  Каждый учащийся  включен в учебный процесс.  У учащихся развиваются общеучебные  умения. У учащихся наблюдается повышение обученности и воспитанности. Ребята занимаются исследовательской работой для повышения уровня знаний по предмету. Создаются условия для сохранности физического и психического здоровья школьников за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности.  Создаются благоприятные условия для сотрудничества с родителями. Они становятся активными участниками учебно-воспитательного процесса.

 

Результаты педагогической деятельности для реализации сюжетных уроков

     Для успешной реализации интегрированного обучения на основе сюжетного построения учебных занятий овладела данной методикой.

  - Изучила исторический подход для реализации межпредметных связей в обучении из классической педагогики, опыт педагогов по теме интеграции.

- Разработала и систематизировала дидактический, раздаточный материал по темам сюжета.

- Изучила условия для реализации интегрированного обучения, учитывая предупреждение перегрузки на сюжетных уроках, отслеживала роль сюжетных уроков на повышение учебной мотивации, на работоспособность  младших школьников, на стимуляцию развития навыков межличностного общения, на развитие познавательных процессов,

- Составляла календарно-тематическое планирование (Школа России), учитывая проведение сюжетных уроков (1 - 4 кл.).

- Определила трудности при проведении сюжетных уроков и пути совершенствования данной темы в практике.

 

Результаты ученических достижений

- Учащиеся справляются с базовым уровнем усвоения знаний, умений и навыков.

- Учащиеся 1 класса успешнее адаптируются к школе, т.к. интегрированные уроки основаны на сюжетно-ролевых играх, на  сказках.

- Подтверждают уровень подготовленности к обучению в основной школе при переходе из начальной школы.

- В классе преобладают позитивные мотивы учения, каждый ученик может проявить свои способности. У учащихся наблюдается повышение обученности и воспитанности.

- У учащихся развивается устная и письменная речь. Формируется монологическая речь.

-Учащиеся владеют умением работать с дополнительной литературой.

- Проводят исследования, с которыми выступают на уроках, участвуют в школьных научных чтениях, в городской научно-практической конференции.

- У учащихся формируются  способы творческой деятельности. Каждый ученик имеет возможность проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы.

- В детском коллективе наблюдаются положительные взаимоотношения в системе «ученик-ученик», «ученик – учитель».

 

     В дальнейшем планируем продолжить изучать теорию и внедрять в практику интегрированное обучение с сюжетным построением учебных занятий в системе развивающего обучения. Осуществить описание результатов работы и отследить роль сюжетных уроков на целостное восприятия окружающего мира младшими школьникам и на их развитие и содержание интеллектуальной и эмоционально-чувственной сферы.   Создать диагностические и коррекционные материалы по отслеживанию развития личности ребенка по технологии сюжетных уроков.

 

    В процессе  проведенного теоретического и практического исследования были выявлены следующие условия эффективности сюжетных уроков:

1. Необходимость творчества учителя в процессе обучения младших школьников.

2. Стремление учителя при конструировании сюжетного урока представить свое «педагогическое произведение», которое явилось бы событием для ребят.

3. Необходимость включения всех ребят класса в активную познавательную деятельность.

4. Повышение учебной мотивации учащихся.

5. Обеспечение радости успехов учащихся в овладении знаниями, открытие перед ними перспективы роста.

6. Учет индивидуально-психологических способностей учащихся при организации сюжетных уроков.

7. Развитие целостного восприятия текста.

8. Приемлемое сочетание предметов.

9. Тщательный отбор содержания, методов, приемов с учетом возрастных возможностей детей.

10. Предметы чередуются, повторяются, не нарушая целостности сюжета.

11. Сюжетные уроки  - это уроки праздника. Сначала  рекомендуется проводить их  в конце четверти, как обобщающие уроки. При овладении технологии потом  можно проводить чаще.

12. Не забывать, что интегрированные уроки должны быть обучающими, развивающими, воспитывающими.

     Несмотря на такие позитивные результаты, мы выявили трудности при проведении сюжетных уроков и пути совершенствования данной темы в практике.

      1. Уроки такие  - необычные, требуют большой подготовки.

      2. Необходимо продумать тщательно каждую минуту урока, сделать плавные переходы от одного предмета к другому от одного вида деятельности к другому. Физминутки, психологические разгрузки, паузы тоже надо подбирать по тематике сюжета урока.

      3. Нет достаточно  литературы под рукой, приходится  материал собирать по крупиночкам для урока.

      4. Особенно тяжело найти материал для уроков математики.

      5. Учителю порой не хватает знаний. Чтобы научить детей, требуется вначале ознакомиться, изучить, выбрать то, что доступно для понимания детей данного возраста.

      6. Режим дня расписан по урокам. Учителю начальных классов приходится работать с учителями предметниками, у которых свое расписание. Разрывать это время на какие-то промежутки, как это требует построение сюжетного урока. Невыгодно, неудобно учителю предметнику.   

 Вывод

    На наш взгляд, именно интегрированные уроки с сюжетным построением учебных занятий:

- позволяют обеспечить приемлемое сочетание всех изучаемых в начальной школе предметов, способствуют  выполнению образовательных целей и задач, стоящих перед каждым учебным предметом;

- стимулируют развитие навыков продуктивного общения, приобретения опыта расширяющего социальное пространство личности.

- создают условия для сохранности здоровья за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности.

 

 в начало

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»