Образовательная программа начального образования

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г.Канска

Красноярского края

 

Образовательная программа начального образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ    ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО    ОБЩЕГО   ОБРАЗОВАНИЯ

            Целью начальной ступени школьного обучения является обеспечение познавательной мотивации и интересов учащихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной учебной деятельности с учителем и одноклассниками, формирование основ нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

             Младший школьный возраст – это возраст 6–11-летних детей, обучающихся в 1 – 4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.

            Младший школьный возраст является возрастом больших возможностей. При успешном ходе развития ребенку присущи такие качества, как уверенность в себе, стремление к достижениям, развитые коммуникативные умения. Он может ставить реальные цели и достигать их, способен решать задачи, проявляя компетентность в окружающем его реальном мире. Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству.

            Мышление младшего школьника – операционное мышление. Его отличительная особенность – появление умственной операции, которая позволяет изменять, преобразовывать свои образы-представления, чтобы получить логическое заключение. Кроме того, мышление младшего школьника перестает быть эгоцентричным, что позволяет ему рассматривать окружающий мир не только со своей, но и с других точек зрения.

            Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

             В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Это возраст  для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.

            В начальной школе происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте.

            С  формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

             Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества

            Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

            Вначале у ребенка формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

            Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

          Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности.

 

Виды деятельности  младшего школьника:

  • Игровая деятельность (высшие виды игры –игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).

  • Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).

  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, квазиисследование, составление мини-проектов).

  • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях).

  • Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Задачи, решаемые младшими  школьниками в разных видах  деятельности

  • научиться  согласовывать, удерживать правила игры и следовать им;

  • использовать собственный социальный опыт для создания соответствующего образа в ролевой игре;

  • сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

  • научиться принимать учебную задачу и простраивать деятельность по ее решению;

  • овладеть действиями контроля и оценки собственных действий и действий других;

  • научиться работать в паре и в малой группе и овладеть  соответствующими социальными навыками;

  • приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;

  • научиться правильно выражать свои мысли и чувства;

  • научиться ценить собственное здоровье и здоровье окружающих, овладеть первичными навыками здорового образа жизни;

  • принимать социальную позицию школьника и соблюдать общепринятые нормы  и правила.

Задачи, решаемые педагогами:

  • создание учебной общности учащихся и учителя: создание пространства детско-взрослого взаимодействия; выращивание отношений учебного сотрудничества;

  • обеспечение взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности в учебном процессе;

  • использование технологий развивающего обучения по системам Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова и Л.В. Занкова;

  • создание условий для развития творческих способностей детей во всех видах деятельности;

  • совершенствование детей во всех дошкольных достижениях, оказание помощи тем, чье дошкольное развитие проходило в неблагоприятных условиях;

  • оказание педагогической поддержки в развитии индивидуальности каждого ребенка.

 

Способами достижения целей начальной школы являются:

 

  • создание условия для обеспечения эмоционального благополучия детей;

  • поддержание и совершенствование дошкольных достижений развития;

  • качественное преподавание предметов;

  • формирование базовых навыков учебного поведения: коммуникативной уместности и адресности, выбора учебного задания, ритма и темпа работы, умения работать в группе;

  • развитие каждого ребенка как субъекта  разного рода деятельности;

  • сохранение и поддержание индивидуальности каждого ребенка.

 

Критериями результатов обучения в начальной школе мы считаем следующее:

 

  • Уровень усвоения учащимися предметного содержания;

  • Сформированность общеучебных способностей;

  • Степень участия детей в соуправлении;

  • Степень участия учеников в классных  и ступенчатых мероприятиях;

  • Занятость учащихся в дополнительном образовании;

  • Успешное продолжение обучения во второй ступени;

  • Сохранение здоровья учеников (анализ в динамике);

  • Адаптация детей к школьной жизни (проводится психологическое исследование);

  • Удовлетворенность родителей работой 1 ступени (определяется по результатам анкетирования родителей).

   Механизмом реализации основных задач, решаемых всеми участниками образовательного процесса, является учебный план начального общего  образования.

в начало

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»