Читательские конференции

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г.Канска

Красноярского края

 

Читательские конференции

Цели подготовки и проведения  конференции:

- Развивать познавательный интерес к предмету и творческую активность школьников.

- Развивать мыслительные операции: мышление, память, внимание посредством

запоминания, анализа, размышления.

- Воспитывать умение работать в коллективе, развивая чувства ответственности и взаимопомощи, а также умения оценивать уровень своих знаний.

 БИОГРАФИЯ

   Гавриил Николаевич Троепольский (1905-1995) родился в селе Ново-Спасское на Елани Козловской волости Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (ныне - село Новоспасовка Грибановского района Воронежской области). У сельского священника Николая Семеновича Троепольского и его жены Елены Гавриловны было шестеро детей. В доме Троепольских любили сельский труд - работали с малых лет, высоко ценили знания, книгу.

   По обстоятельствам времени Г.Троепольскому пришлось учиться в четырех средних учебных заведениях: начинал в Новохоперской гимназии (3 класса), продолжал в Новогольской школе 2-й ступени, а после ее закрытия окончил в Новохоперске же последний класс. Уже со средним образованием он поступает в среднее сельскохозяйственное училище (с. Алешки Борисоглебского уезда).

   По окончании училища (1924) Г. Троепольский учительствовал недалеко от родных мест - в селах Питим и Махровка. Весной 1931 года он получил возможность работать по агрономии, сначала младшим научным сотрудником, а затем - заведующим Алешковским опорным пунктом Воронежской областной опытной станции.

  С 1936 года Г. Троепольский в г. Острогожске заведует опорным пунктом той же станции, а с 1937-го до января 1954 года он - заведующий Острогожским государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам; здесь же вел и селекцию проса, один из выведенных им сортов был районирован в Центральной Черноземной зоне (“Острогожское-9”). Материалы наблюдений и селекции в Острогожском сортоучастке Г.Троепольский обобщил в нескольких научных работах.

  Почти четверть века было отдано агрономии, четверть века прожито в небольшом городе Острогожске. Лишь в 1959 году, уже будучи профессиональным писателем, Г.Троепольский переехал в Воронеж.

  Подспудно литература влекла Г.Троепольского с юношества. Еще в школе он пытался вместить в слова открывшуюся ему красоту родной земли, картины деревенского быта, и десятилетия спустя в роман “Чернозем” вошли и строки шестнадцатилетнего юноши, написанные в 1921 году.

  На всю жизнь осталась в Троепольском добрая память о молодом учителе Новогольской школы Григории Романовиче Ширме. Он увлекал учеников своей любовью к великой русской литературе, преданностью ее заветам.

   Учителю и ученику, народному артисту СССР, художественному руководителю Государственной академической капеллы Белорусской ССР Г.Р.Ширме и писателю Троепольскому, суждена была через много лет счастливая встреча.

  В пору учительства Троепольский продолжал писать. Однажды он показал свои опыты случившемуся в Махровке писателю Н.Никандрову. 

  Известный по тем временам писатель посоветовал не спешить, не посылать рукопись, “а писать вам надо обязательно”. Видимо, разглядел Никандров в молодом Троепольском человеке, способного к серьезной взыскательной самооценке, к честному обращению со словом. И не ошибся.

  В 1938 году в альманахе “Литературный Воронеж” появился рассказ “Дедушка” за подписью Т.Лирваг (читай наоборот: Гаврил Т. - И.Д.). Это была первая публикация Троепольского-писателя, но переиздавать этот рассказ Троепольский никогда не станет. У этого начала, исполненного в духе популярных представлений о жизни и литературе, продолжения не будет.

  Истинное начало произойдет много позднее. Осенью пятьдесят второго года в журнале “Новый мир” из редакционной почты извлекут рассказ про Никишку Болтушка и запросят у автора продолжение. И в Острогожск придет первое письмо Александра Твардовского. Оно подтвердит: “это написано хорошо”.

(Из вступительной статьи Игоря Дедкова “Во имя жизни” к трехтомнику сочинений лауреата Государственной премии СССР Гавриила Троепольского)

Вопросы к читательской конференции:

1.      Вспомните и перескажите  понравившиеся эпизоды.

2.      Как вы думаете, на чем  основывалась дружба человека и собаки?

3.      За что Бим обиделся на своего хозяина в весеннем лесу?

4.      За что Тетка написала  жалобу на Бима?

5.      Как хозяин Бима  попал в больницу?

6.      Кто помогал Биму, когда не было Ивана Ивановича?

7.      Как  Бим относился к детям?

8.      А как Бим относился к взрослым?

9.      Почему Бима стали звать Черноухом?

10.   За что охотник побил Бима?

11.   Как  вы думаете, почему ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необыкновенным?

12.   Как , по-вашему, поведение Тетки, отца Толика, охотника – это норма или жестокость?

13.   Смог ли Бим  оказать влияние на людей? Героев повести?

14.   Повесть заканчивается гибелью Бима. Не думаете ли Вы, что зло  одержало победу, что оно сильнее гуманности и добра?


 

Найти в тексте  цитаты, отвечающие на вопросы


  Читательская конференция по повести  Астрид Линдгрен «Пеппи  Длинный чулок»

 

Оборудование: выставка книг А.Лингдрен, портрет, иллюстрации детей к произведениям  Астрид Линдгрен, кассеты с записью мюзикла «Пеппи Длинныйчулок».

 

       Всемирно известная шведская писательница Астрид Линдгрен (Эриксон) родилась 14 ноября 1907 года в семье крестьянина близ небольшого городка Виммербю. Там много старинных церквей и поросших травой развалин. В этом краю жили сказки, легенды и предания.

        Родители Астрид были прекрасные люди – трудолюбивые, любящие, добрые. В этой семье царила атмосфера истинной дружбы и любви.

         Все дети Эриксонов выросли отличными людьми, и больше того – все оказались людьми талантливыми. Гуннар, брат Астрид, стал членом шведского парламента – и писал ироничные  и остроумные политические сатиры, сестра Стина – переводчица, а Ингегерд- журналисткой.

         Знакомство с родным фольклором развивало воображение детей, будило их фантазию. Именно в детстве – источник всего творчества Линдгрен. Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».

         Линдгрен – автор свыше 35 книг. Она лауреат многих национальных шведских и международных премий. Есть у Линдгрен и очень веселый орден – орден Улыбки, вручаемый любимому детскому писателю польскими детьми. Астрид Линдгрен  - лауреат премии Х.К.Андерсена. А еще ее называют «Андерсеном наших дней».

 

        Вопросы для обсуждения:

1.      Расскажите о жизни и творческом пути Астрид Линдгрен. Назовите самые популярные произведения писательницы.

2.      Почему  Астрид Линдгрен называют « Андерсеном наших дней»? Сравните героев этих двух писателей. Что их объединяет? (Она, как и Андерсен, посвятила свои произведения детям. Ее создания,как и книги Андерсена,учат доброте, честности.гуманности, нетерпимости к злу.Учат не только детей, но и взрослых.)

3.      Что вы знаете об истории создания повести «Пеппи-Длинныйчулок»?

4.      Расскажите о веселых приключениях Пеппилоты. Какой эпизод вам больше всего понравился и почему?.

5.      Назовите полное имя этой удивительной девочки. ( Пеппилота-Виктуалия-Рульгардина-Крусмюнта Эфраима Длинныйчулок).

6.      Послушайте, как описывает свою героиню Астрид Линдгрен. (Зачитать текст).

7.      Как назывался корабль, на котором  плавали Пеппи и ее отец? (Попрыгунья).

8.      Самое лучшее сокровище, которое она носила с собой в большом чемодане. (Якорь).

9.      Считаете ли вы справедливым утверждение, что  писательница своим произведением «дурно влияет на детей». Обоснуйте ответ. 

в начало

 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»