Информационная грамотность

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г.Канска

Красноярского края

 

Информационная грамотность

Информационная грамотность

 

     Библиотекаэто собрание книг. Библиотека может быть  частной, домашней, а может быть публичной, предназначенной для всех желающих. «Библио» - книга, «тека» - хранить

Как найти книгу?

Когда ты будешь в этот город вхож-

Из Прошлого в Грядущее пройдешь,

Заглянешь в страны и во времена:

Любая книга – время и страна…

Здесь, в комнате моей, из года в год

Все человечество в ладу живет.

 

    

      Академик С.И.Вавилов писал: «Современный человек находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка». Как же найти необходимую книгу? Безусловно, надо обратиться к каталогу. В каждой библиотеке имеется перечень книг, которыми библиотека располагает.

     Это и есть  КАТАЛОГ, он составлен по определенному плану и предназначен помочь читателю в выборе книг.

  

      Каталоги бывают  АЛФАВИТНЫЕ и СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ. Какая между ними разница? Когда следует пользоваться одним, а когда другим? Все зависит от того, что ты знаешь о книге. Скажем, тебе известен автор и название книги: А.Гайдар «Тимур и его команда». В этом случае обращаешься к алфавитному каталогу, где авторы книг перечислены  в алфавитном  порядке, например, Андерсен, Белинский, Войнич, Гончар, Державин и т.д. Находишь карточку, где обозначены автор и название книги в библиотеке. Все это необходимо выписать и показать библиотекарю. По этим данным он и найдет книгу.

      СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ каталог предоставляет возможность найти целый ряд книг на одну какую-нибудь тему. В систематическом каталоге книги перечислены по разделам литературы и темам: Общественно-политическая литература, сельскохозяйственная литература, искусство, техника…

     Ты, предположим, хочешь что-то прочитать о технике. Но не знаешь автора книги. Тогда ты смотришь в разделе «Техника» каталожные карточки, в которых даются краткие аннотации на книги по технике, указываются автор и название. И то, что в наибольшей мере отвечает твоим интересам, выписываешь.Не забывай записать шифр. По этому списку книги выдает тебе библиотекарь.

       

Справочные издания:

        СЛОВАРИ  разные и нужные:

«…словарь – это вселенная  в алфавитном порядке.

Собственно говоря, словарь есть книга в самом широком значении этого слова.

Все другие книги содержатся в ней: суть лишь в том, чтобы извлекать их из нее»,

-  сказал Вольтер.

     Орфографические словари  подскажут, как  правильно пишется то или иное слово. Словари иностранных слов раскрывают значение слова, его происхождение, дается грамматическая и акцентологическая характеристика.

     В библиотеке вы можете найти словарь эпитетов, словарь синонимов, антонимов, фразеологический словарь, а также словарь ударений (ведь важно не только грамотно писать, но и правильно говорить). Самый знаменитый из толковых словарей, объясняющий происхождение русских слов, составил в Х!Х веке знаменитый ученый и писатель В.И.Даль. Существует словарь поэтический, словарь трудностей русского языка, толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведова и много других.

 

Энциклопедия и справочник

     В переводе с греческого энциклопедия – обучение по всему кругу знаний. Это научное справочное издание по всем отраслям знания в форме словаря.

     В библиотеке имеется Большая Российская энциклопедия, Малая советская энциклопедия, Кто есть кто в мире, Что такое. Кто такой. В 3-х томах, Детская энциклопедия и многие другие.

         

     
           

     Справочники содержат сведения, которые могут нам понадобиться  в любой момент, но которые запомнить мы в полном объеме не в состоянии. Выпускаются справочники для специалистов, а некоторые – для школьников, которым требуется найти какие-то сведения об интересующем их предмете.

     Таким образом, и энциклопедия, и справочная литература – это очень важная часть книжных изданий. Их не читают на сон грядущий, но постоянно используют в жизни и в работе.

 


 


      Библиография – научное описание и систематизация произведений печати и письменности, их выявление и отбор, составление их перечней, указателей и информационных изданий.

     Точный перевод с греческого слова «библиография» - книгописание, а древняя эмблема этой науки – золотые ключи. Библиография – это отбор лучшего из того, что выходит из-под печатного станка. В результате появляются библиографические указатели, в которых приводится список вышедших книг разной тематики, дающий краткое представление о каждой из них. Есть и специальные рубрики в журналах, содержащие список книг-новинок и их аннотацию.

      Аннотация – это очень краткое изложение содержания книги. Она размещается  обычно на обороте титула или последней странице книги, на клапане суперобложки или на задней стороне  обложки. Задача аннотации – заинтересовать читателя, сообщить ему в нескольких строках, о чем эта книга.

Антология – переводится на русский очень поэтично: «цветы, собранные вместе» или просто «букет цветов» Это собрание лучшего. Бывают антологии стихов, рассказов, произведений авторов одного века, одной страны или одной литературной школы.

     Конспект -  краткое последовательное изложение  основного содержания произведения. Конспект может быть Текстуальным (посвящен одному произведению) или тематическим ( посвящен ряду произведений, объединенных общей темой). В отличие от текстуального конспекта, где запись сохраняет логику и структуру прочитанного текста, в тематическом конспекте берется за основу не только план того   или иного произведения, сколько содержание, проблемы изучаемой темы.

     Реферат - от латинского – сообщать, докладывать. Письменное исследование содержания книги, статьи, научной работы, включая критический обзор литературных и других источников, краткую запись доклада, выступления на определенную тематику.

     Альманах – это книга, собравшая под своей обложкой разные литературные произведения – рассказы, стихи, критические статьи… Альманах отличается от своего собрата журнала тем, что выходит нерегулярно. Иногда – раз в год, иногда еще реже.

 

Записи прочитанного. Формы записей:

 

    •       ПЛАН – перечень основных вопросов, освещаемых в произведении. Его назначение – зафиксировать главное в тексте, что раскрывает содержание и значение вопроса. План может быть  ПРОСТЫМ и РАЗВЕРНУТЫМ.
    •      ВЫПИСКА – запись дословно или своими словами определенного текста из книги, статьи, документа.
    •      ЦИТАТА – дословная документально точная  запись отрывка текста из книги, статьи, документа.
    •      ТЕЗИСЫ – запись основных мыслей автора, вопросов, освещаемых в произведении.

Способы чтения:

  

                                           Планета читателей

  Сколько книг прочтено - не  имеет значения,

Но имеет значение очень давно

Ежедневное, ежевечернее чтение,

Еженощное – с лампой зажженной – в окно.

И пока круг от лампы на круглом столе

Выключается только на позднем рассвете,

Все в порядке на круглой  и  светлой Земле,

Населенной читателями планете.

                             Борис Слуцкий.

    • Пассивное чтение – чтение произведений без особой умственной работы над материалом.
    • Активное  выборочное чтение – просмотр всего произведения, внимательное чтение его отдельных мест, отбор необходимого , наиболее важного, существенного.
    • Активное полное чтение – чтение всего произведения без пропусков, с тщательной проработкой, осмыслением его содержания.

Цель чтения определяет его способ.

 

 

План  уроков библиотечно – библиографической  грамотности  учащихся

ПЕРВЫЙ КЛАСС.                                           

 Тема 1. Первое посещение библиотеки.

     Волшебное  путешествие по Мудрому царству  - Книжному государству. Понятия «читатель», «библиотека», «абонемент»,  «читальный зал». Библиотеки  большие и маленькие, древние и современные. Как самому записаться в библиотеку. Как самому выбрать книгу. Основные правила пользования библиотекой.

       Форма проведения. Рассказ. Беседа. Игра -  «Встреча с героями любимых книг».

                                     Запись детей в библиотеку.

 

Тема 2. Правила обращения с книгой.

      Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение умению обернуть книгу, простейшему ремонту книг.

       Форма проведения. Рассказ. Беседа у выставки « Книги просят защиты». Занятия в  «Книжкиной больнице».

    

ВТОРОЙ КЛАСС.

Тема 1. Структура книги.

     Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление : текст, страница, иллюстрации.

     Форма проведения. Беседа.  Игра « Поле чудес» с вопросами по теме занятия.

 

Тема 2. Газеты и журналы для детей.

    Понятие о газете и журнале: статья, заметка, журналист,  корреспондент,  редакция.

   Премьера основных и лучших детских журналов и газет. Журналы: «Мурзилка», «Миша», «Свирель», «Классный журнал» и др.

     Форма проведения. Беседа. Выставка периодических изданий.

 

ТРЕТИЙ  -  ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС.

Тема 1. Выбор книг в библиотеке.

    Первое знакомство с каталогом. Что такое каталог и зачем он нужен в библиотеке. Когда следует к нему обращаться. Титульный лист и  каталожная карточка, их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках.

Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг.

   Форма проведения. Рассказ. Беседа.

   Урок творчества: самостоятельный выбор книг для чтения, обзор книг с книжной выставки.

Тема 2. Твои первые  энциклопедии, словари, справочники.

   Заинтересовать справочной литературой и научить ею пользоваться. Представление об энциклопедии, справочнике, словаре и как  ими пользоваться.

Первые энциклопедии « Что такое? Кто такой?».

Тематические словари – подробно рассказывают о чем-то одном: об изобразительном искусстве, о растениях, о животных, о вулканах и др. Выделение общих признаков: алфавитное расположение материала, алфавитно – предметный указатель.

   Форма проведения. Беседа. Выставка – просмотр « Энциклопедии для детей».

                                 Игра – поиск « Книги обо всем на свете».

ПЯТЫЙ КЛАСС.

Тема 1. Как построена книга.

   Цель: углубление знаний учащихся о книгах, на которые они, как правило, не обращают внимание.

 Содержание  темы. Аннотация. Предисловие. Послесловие. Содержание (Оглавление). Словарь. Основное назначение данных элементов. Использование знаний о структуре книг при выборе , чтении книг и работе с ними.

  Форма проведения. Беседа  - консультация. Занятие в форме « Спрашиваем – отвечаем».

  Оформление: выставка наиболее интересных художественных и познавательных книг, где каждый элемент наглядно выполняет свою функцию.

Тема 2. Справочная литература. Энциклопедии. Справочники. Словари.

   Цель: Расширение знаний. Школьников о справочной  литературе. Привитие интереса к справочной литературе. Обучение умению ею пользоваться.

  Содержание темы. Типы справочных изданий для школьников. Главная  справочная книга – энциклопедия ( в переводе с греческого означает «круг знаний»).

  Современные  детские энциклопедии. Структура изданий в целом и отдельных томов, справочный отдел. Основное отличие  от взрослых энциклопедий – расположение материала не по алфавиту, а в соответствии с классификацией областей научного знания, каждой  из которых посвящен  отдельный том.  Многотомная « Энциклопедия  для детей» издательства « Аванта +». Энциклопедия « Все обо всем».

   Основные правила пользования детскими энциклопедиями.

   Справочники. Представлены краткие сведения информационного, научного, прикладного характера.

   Расположение материала   в  энциклопедических словарях  по  алфавитному принципу.

   Тематические словари, посвященные разным  областям  человеческой жизни  и  деятельности: политические, филосовские, исторические, орфографические, толковые, синонимов, образования  слов русского языка,  иностранных слов, этимологические.

    Форма проведения.  Беседа – консультация,  практикум  « Самостоятельный поиск», конкурс, турнир эрудитов и знатоков детской  справочной литературы  «Суме найти».

 

ШЕСТОЙ  КЛАСС.

Тема 1.  Научно – популярная  литература  для детей.

   Цель: знакомство с научно – популярными книгами.

  Содержание  темы. Объяснение  роли  естественных наук в жизни современного  общества. Знакомство  с творчеством  авторов   научно – популярных  книг ( В.Бианки, В.Левшин,  Н.Сладков и др.)  Особенности чтения книг, затрагивающих  специфические проблемы.

  Форма проведения. Беседа – консультация. Книжно – иллюстративная выставка «Путешествие  в  мир естествознания».

Тема 2.  Периодические издания для младших подростков.

   Цель:  дать информацию о разнообразии периодических  изданий, показать  методику  их  использования , привить  устойчивый интерес к систематическому чтению журналов и газет.

   Содержание  темы. Газеты и журналы как печатные издания,  отличие их от книг.

Создатели газет и журналов, основные жанры ( репортаж, заметка, статья, очерк, интервью), расположение материалов. Справочный отдел последнего номера в  году. Основные правила  чтения периодики. Использование материалов периодики в учебном процессе.

   Форма проведения.  Беседа – просмотр, беседа – диалог,   обзор периодических изданий  для учащихся.

   Оформление:  выставка – просмотр детских  периодических изданий.  Памятка « Как читать  газету?»,  « Как читать журнал?».

СЕДЬМОЙ  КЛАСС.

Тема 1.  Выбор книг в библиотеке.  Систематический каталог.

  Цель:  обучение  самостоятельному поиску  информации.

  Содержание   темы.  Книжные выставки. Библиотечные каталоги, картотеки, тематические списки литературы. Открытый доступ  к книжному фонду, особенности  расстановки книг в школьной библиотеке.  Внутриполочные   выставки. Аннотация  на  каталожной карточке.  Шифр.  Структура систематического каталога. Основные  деления.  Разделители.  Расположение карточек  в каталоге  и  книг на полке.  Алфавитно-предметный указатель  (« ключ»), его пользование для нахождения книг в систематическом каталоге.

    Форма проведения.  Беседа-консультация,  групповой тренинг, экскурсия в детскую библиотеку.  Турнир эрудитов.

   Оформление: книжная выставка, тематическая полка и библиографические картотеки, плакат-перечень  отделов систематического каталога,  увеличенная  каталожная карточка.

Тема 2. Записи о прочитанном. Дневник  чтения, отзывов.

  Цель: обучение правилам ведения дневника чтения  и написания отзыва на книгу.

 Содержание темы. Возможная форма ведения дневника  ( фамилия,  имя автора, заглавие, основные действующие лица, о чем рассказывает книга, тема, какое впечатление она произвела,  запомнившиеся эпизоды, факты, выражения. Оформление дневника (иллюстрации к книге).

Отзыв о книге как один из видов записи о прочитанном. Отзыв – продуманное мнение о книге. В отзыв  можно включить краткий  пересказ содержания, информацию о главных действующих лицах, месте и времени действия книги. Уместно отметить, чем книга особенно заинтересовала, что понравилось.

  Форма проведения.  Беседа-консультация. Практические занятия. Конкурс на лучший отзыв о книге.

ВОСЬМОЙ КЛАСС.

Тема.  Справочно-библиографический аппарат библиотеки.  ( 2 часа )

  Цель – привитие навыков самостоятельного поиска литературы по справочно - библиографическому аппарату библиотеки, правильного  оформления списка литературы.

  Содержание  темы.  Справочно-библиографический аппарат школьной библиотеки: структура и назначение. Алфавитный и систематический каталоги. Алфавитно-предметный  указатель ( АПУ ). Изучение более полного библиографического описания  изданий.  Систематизация книг.

  Справочная литература. Энциклопедии : универсальные ( БРЭ, МРЭ, ДЭ ), отраслевые  (историческая, литературная, музыкальная и др.). Отраслевые  словари и книги энциклопедического характера. Справочные  издания в домашней библиотеке.

  Поиск литературы с помощью систематического каталога. Принципы работы со справочными изданиями. Правила составления библиографического  списка  дитературы. Ведение  личной библиографической картотеки.

  Форма проведения: лекция тренинг-практикуи, беседа – диалог, библиографическая игра « Справочный аппарат библиотеки».

  Оформление: Справочный  уголок  юного читателя, алгоритм поиска по каталогу и картотекам.

 

ДЕВЯТЫЙ  КЛАСС.

Тема  1. «Библиографический калейдоскоп» (2 часа).

  Библиографическое описание и оформление  списков литературы. Библиотечно-библиографическая классификация (основные отделы).

  Формы работы: беседа, практикум, олимпиада.

 

Тема  2.  «Поиск информации в Интернете» (2 часа)

   Полнотекстовые базы данных. Каталоги библиотек в сети Интернет.

   Поиск по автору, заглавию, ключевым словам, году издания.

   Использование информационных технологий в учебной и творческой деятельности учащихся.

   Формы работы: мультимедийная презентация, практикум.

ДЕСЯТЫЙ КЛАСС.

Тема 1.  «Моя информационная культура» (2 часа)

  Применение различных технологий в поиске информации (развитие критического  мышления посредством чтения и письма). Составление вторичных документов информации (резюме, рефераты, обзоров и т.д.)

  Форма работы: практикум.

 

ОДИННАДЦАТЫЙ   КЛАСС.

Тема  1.  «Алгоритм поиска информации при подготовке к ЕГЭ» (2часа)

  Формы работы: беседа, практикум.

 в начало

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»