Положение о Научном Обществе Учащихся

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г.Канска

Красноярского края

 

Положение о Научном Обществе Учащихся

ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ

Общие положения

1. Научное общество учащихся (НОУ) является самостоятельным формированием, которое объединяет

   учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального

   и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области

   современных научных знаний.

2. Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет назначенный директором

    педагог.

3. Высший орган НОУ- собрание его членов. Собрание проводится ежегодно два раза в год: в октябре месяце

   после того, как изучены научные интересы учащихся и их отношение к научной деятельности; и в апреле

   месяце после того, как станут известны результаты проделанной работы. Собрание утверждает название

   НОУ, эмблему , девиз, состав секций  и план работы НОУ на год.

4. В течение учебного года обществом руководит Совет НОУ, который избирается на собрании в количестве

   5-10 человек.  Состав Совета НОУ утверждается на общем собрании членов НОУ. Заседания Совета НОУ 

   проходят 1 раз в месяц.

5. Рабочими ячейками НОУ в течении года являются секции по предметам. Занятия в секциях проходят один

   раз в две недели.

6. Итоговым мероприятиям работы школьного НОУ является научно-исследовательская конференция, которая

    проходит 1 раз в год в январе или феврале.

 Структура научного общества учащихся

 

Общее собрание НОУ

 

Совет НОУ

 

Руководитель НОУ

 

    Руководители секций

 

Физико-математического цикла               Гуманитарного цикла                     Естественно-научного цикла

 

 

 

Цели и задачи научного общества учащихся

 

1. Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.

2. Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.

3. Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.

4. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и

   эрудиции в интересующих областях науки.

5. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса

    обучения и профориентации.

 

    Педагогический коллектив должен оказать реальную помощь в решении следующих задач:

·        овладеть знаниями, выходящими за пределы школьной программы;

·        повысить мотивацию к поисково-исследовательской деятельности;

·        освоить алгоритм  научного исследования;

·        научиться работать с источниками информации, в том числе электронными;

·        стать пропагандистами в значимой для себя области знаний.

 

Основные направления работы

1. Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными

    интересами.

2. Обучение учащихся работе с источниками научной информации, формирование культуры научного

    исследования.

3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний,  оказание

    практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.

4. Организация индивидуальных консультаций, промежуточного и итогового контроля в ходе научных

    исследований учащихся.

5. Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.

6. Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.

7. Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.

8. Редактирование и издание ученических научных сборников.

 

Научно-исследовательская конференция

    Конференция проводится административным советом школы с целью:

·        развития познавательных интересов и творчества учащихся, развития кругозора в различных областях знаний, привития навыков самостоятельной работы;

·        вовлечение учащихся в научный поиск, стимулирования активной самостоятельной познавательной деятельности;

·        профессионального самоопределения и ранней профессиональной ориентации.

   К участию в конференции допускаются учащиеся 5-11 классов, активно участвующие в работе научных секций и получившие разрешение научного руководителя и  консультанта на участие в школьной научной конференции.

   На конференцию могут быть представлены работы поискового и исследовательского характера,  выполненные членами школьных секций индивидуально или попарно в форме доклада или отчета об эксперименте.  Защита работы оформляется в виде электронной презентации.

 

Запись в научное общество учащихся

 

   Запись в НОУ производится на основе желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендации учителей-предметников. Зачисление производится на основе заявления.

    Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций. Для него определяется тематика работы, место и время занятий и консультаций.

 

Организация работы в секциях

 

     Секция- основная форма работы НОУ. Основой ее работы является план деятельности на учебный год, состоящий из след разделов:

1. Название секции.

2. Список членов секции.

3. Руководитель секции.

4. Цель создания секции и ее основные задачи.

5. Главные направления работы секции.

6. Формы работы секции: 

  *теоретические занятия;

  *практические занятия;

  *творческие занятия;

  *исследовательско-итоговая работа

   (защита докладов, рефератов, конкурсы, олимпиады,

    малые и большие конференции).

    План работы секции обсуждается на одном из первых занятий и утверждается на заседании НОУ. В каждой секции избираются органы управления.

    На первом занятии руководитель знакомится с учащимися, определяет уровень их подготовленности, кругозор путем  анкетирования  (приложение 10), излагает перспективы и значимость работы секции. Также руководитель рассказывает о своей научно-исследовательской работе в школьные годы, в ВУЗе и на сегодняшний день, делится своими достижениями и результатами.

    На втором занятии учитель должен получить от учащихся информацию о теме их будущего исследования, о значимости для них этого выбора, предполагаемом итоге работы, ее содержательной стороне.

     Третье занятие должно быть посвящено определению списка литературы и составлению плана работы по выбранной теме. На этом же занятии учащиеся получают рекомендации по написанию работы, оформленные в виде памяток (приложения 6-9).

 

УСТАВ   НОУ

     Эффективность деятельности научного общества учащихся определяется правами и обязанностями его членов, закрепленными в Уставе НОУ.

    В НОУ может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.

Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:

·        выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т.д.);

·        получить необходимую консультацию своего руководителя;

·        иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;

·        получить рецензию на написанную работу у педагогов, компетентных в данной теме;

·        выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в своей школе;

·        представлять свою работу , получившую высокую оценку, на городской конференции;

·        опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.

    Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы.

    Педагог-руководитель работы учащегося, которая получила высокую оценку, имеет право на материальное вознаграждение.

    Ученик, участвующий в НОУ, обязан:

·        регулярно и активно участвовать в заседаниях НОУ в своей секции;

·        периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседаниях секции;

·        обращаться в школьную библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы;

·        активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях;

·        строго соблюдать сроки выполнения работ;

·        строго выполнять требования к оформлению научной работы.

 

 Приложение 6

Памятка № 1

ПРОБЛЕМА исследования- нечто неизвестное, что предстоит открыть или доказать. На первых порах удобнее всего формулировать проблему в виде вопроса.

ТЕМА- отражает характерные черты проблемы.

ОБЪЕКТ-совокупность связей, свойств, которая служит источником необходимой для исследования информации.

ПРЕДМЕТ исследования более конкретен. Он включает только те связи и свойства, которые подлежат непосредственному изучению. В каждом объекте может быть несколько предметов для исследования. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.

ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.

 

Приложение 7

Памятка № 2

Работа с литературными источниками 

                    Этапы работы

Содержание этапов

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

 

7.

Общее ознакомление

 

Внимательное чтение по главам и разделам

Выборочное чтение

 

Составление плана прочитанного материала

Выписки из прочитанного

 

Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками информации

 

Критическая оценка прочитанного и запись замечаний

 

Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника.

Выделение наиболее важного текста

 

Перечитывание наиболее важного текста

В пунктах ьплана отражается наиболее существенная мысль.

Полные и точные (цитата+ ее библиографическое описание)

Отмечается общее и отличительное в решении проблемы

 

Обращается внимание на объективность суждений

 

 

 Приложение 8

Памятка № 3

Требования к содержанию научной работы

     Структура

                           Требования к содержанию

Титульный лист

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение (вступление) (рекомендуемый объем- до двух страниц)

 

Основная часть (не более 10 страниц)

 

 

Выводы

 

 

 

Список литературы

Содержит:

-наименование учебного заведения, где выполнена работа;

-ФИО автора;

-тему научной работы;

-ФИО научного руководителя;

-город и год

 

Включает:

-наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал

Содержит:

-оценку современного состояния решаемой проблемы и задачи;

-обоснование необходимости проведения работы;

 

 

 

Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. Автор работы должен делать ссылки на авторов и источники, из которых он заимствует материалы.

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких   пунктов, подводящих итог выполненной работы.

 

Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы.

 

 

Приложение 9

Памятка № 4

Виды исследовательских работ

Форма

                                             Структура

Доклад

-в кратких вводных замечаниях- научно-практическая ценность

  темы;

-сущность темы, обоснованные научные предположения;

-выводы и предложения.

Тезисы доклада

-основные положения доклада;

-основные выводы и предложения.

Научная статья

-заголовок;

-вводные замечания;

-краткие данные о методике исследования;

-анализ собственных научных результатов и их обобщение;

-выводы и предложения;

-ссылки на цитируемую литературу.

Научный отчет

-краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;

-значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;

-детальная характеристика применявшихся методов;

-существование новых научных результатов;

-заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы;

-выводы и предложения.

Реферат

-вводная часть;

-основной текст;

-заключительная часть;

-список литературы;

-указатели.

Монография

-введение;

-подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо проблеме или тема;

-выводы по каждому разделу (главе);

-заключение.

в начало

 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»